Ваша корзина пуста!

  • Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, дом 1, лит. А
  • info@neva-lavra.ru

9.30-19.00

«Голгофа. Чудись Божию Чудному Чуду»
В наличии 5350 5 350 р.
Производитель: Акимов
Наличие: В наличии
Модель: 103.011
Размеры: 4.3 x 2.7 x 0.3 см
Вес: 9 г
Скидки постоянным клиентам!
Гарантия качества всех товаров магазина!
Курьером до двери Самовывоз в церковной лавке Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург)

Художественный образ креста основан на древних традициях искусства Византии. Форма креста с «криновидным», то есть похожим на стилизованные цветы лилий, окончанием балок и использование горячей эмали — все это обращает нас к великому искусству этой православной империи.

Секрет производства цветного стекла и эмали был открыт еще в Древнем Египте, но особый расцвет художественная эмаль получила в X веке в Византии. Перегородчатую и выемчатую эмаль стали использовать для создания икон и небольших ювелирных украшений церковного назначения. Оправленный в золото яркий узор из цветного запеченного стекла получался необыкновенно прочным и напоминал драгоценные камни и вскоре техника эмали распространилась во всем христианском мире. Именно в этой древней технике выполнен и данный крест. На его лицевой стороне эмалью изображен восьмиконечный крест с цатой, оборот украшает символический растительный и буквенный орнамент.

Восьмиконечный крест с небольшим полукруглым украшением в средокрестии, которое называется «цата», символизирует Распятого Христа. Цата — это традиционное древнерусское украшение, которое использовалось для украшения икон Христа и Пресвятой Богородицы, оно символизирует царственное достоинство, напоминая и царский венец, и бармы — праздничные драгоценные оплечья, которые византийские императоры и русские цари надевали в особо торжественных случаях. Изображенная на кресте цата символизирует также терновый венец Спасителя.

У основания креста находится круглая черная пещера с точкой - это образ горы Голгофы, на которой был распят Господь и в которой, по Преданию, чудесным образом оказался череп Адама, чтобы быть омытым от греха Божественной кровью.

На верхней, короткой перекладине креста стоят титлы святого имени Христа «IC XC», а выше написано: «Царь Славы», потому что Крест Христов Церковь почитает как Животворящий, место Славы Христа и Его победы над смертью.

Символична и сама форма креста. Она толкуется как образ мира, простирающегося на четыре части света и поднимающегося от земли к Небу, в центре которого находится Бог. Это Божественное присутствие в мире здесь дополнительно символизируется трехлепестковым завершением балок (кринами) и кругами с вписанными в них крестами. Крины, или лилии, — символы чистоты, святости, и образ Пресвятой Троицы. Круг с крестом — образ Самого Христа, Который прославляется как Свет Истины и Солнце правды, все просвещающее Своими лучами.

На обороте вокруг центрального символа — креста в круге — изображены крины, которые как бы указывают на буквы «ФФФФ». Это монограмма символической формулы, составленной в древней Византии, которая переводится на русский язык так: «Чудись Божию Чудному Чуду».

Значительную роль в символической программе креста играет цвет, привнося в нее свои акценты. У каждого цвета в христианском искусстве есть определенное значение. Главными являются золотой и серебряный, или желтый и белый. Золотом изображается Сам Бог, сияние Его славы, нетварный, неприступный свет Его Царства. Белый цвет — это символ благодати, особой чистоты и святости.

Христос и Богородица на иконах чаще всего изображаются в синих и пурпурных одеждах на золотом, реже серебряном, фоне. Синий знаменует Небесную Иерархию, пурпурный — царское достоинство. Синий хитон и пурпурный гиматий (плащ) у Христа, пурпурный мафорий (покрывало) и синяя туника у Богородицы показывают, что перед нами Царь и Царица Небесные. Голубой, состоящий из синего и белого, присущ Богородице, а также всем, кто, стяжав благодать, стремится к Небесному Отечеству. 

Крест, выполненный в сине-бело-голубых тонах, несет образ небесного величия Христа и Пресвятой и Пречистой Его Матери. Выполненные в красно-пурпурной гамме кресты как бы пресуществляются и освящаются кровью Христа, так как часто в иконописи пурпур и близкий ему красный цвет символизируют кровь Христа, Его Рождество­ и Крестную Жертву. В зеленом, цвете молодости и весеннего пробуждения природы, раскрывается животворящее действие Святого Духа, и зеленые с белым кресты несут в себе силу Его благодатного и животворящего действия. Черный стоит особняком, он означает смерть. На иконах — это символ ада, у монахов — смерти для земной жизни и смиренной молитвы в надежде на духовное возрождение, поэтому черным на кресте изображена только могила Адама.

В художественном образе каждого креста раскрывается радость Богопознания, светлое и чистое чувство, которое человек получает только в Таинстве Крещения. Нательный крест всегда — священный знак этого Таинства и символ приобщения миру Божественного.

Изделие соответствует православным канонам и освящено.

Тип изделия
Православный крест
Материал
Серебро с позолотой Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы
Вставка
Эмаль горячая перегородчатая эмаль
Размеры
Средний
Повод
Крещение
Техника исполнения
Золочение
Литье
Ручная работа
Эмалирование

Написать отзыв

Последние отзывы