Небольшой нательный эмалевый крест выполнен в традициях XIX века, эпохи возрождения византийских эмалевых технологий. На его лицевой стороне изображена Голгофа, восьмиконечный крест с цатой и круги с надписями имени Христа по горизонтали и слова «НИКА» по вертикали. Тыльную сторону украшает растительный орнамент.
Поскольку сам крест - вещь сакральная и глубоко символичная, то и все, что изображается на нем, обязательно имеет свой внутренний смысл. Так, восьмиконечный крест с цатой на перекрестии — это символическое изображение Распятия Христа.
После Распятия к четырехконечному кресту Христову прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский», и вместо царского венца надели на голову венок из терна. Венец царственный, Царя царей, и терновый, Искупителя, знаменует собой цата. Надетая на крест, она являет образ Христа, истинного Царя и Искупителя. Поэтому с двух сторон от креста стоят титлы Его святого имени «Иисус Христос», а сверху вниз написано «НИКА», что значит «победил». Это слово Господь произнес по воскресении, обращаясь к ученикам: «Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33). Круги, в которые вписаны буквы, символизируют Небо и вечность: пространственные и временные сферы Божественного бытия.
«Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», — писал великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). То есть в каждом кресте есть и мистический образ Господа и Его Царства Славы, и образ преображенного святостью земного мира, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3: 18).
Основная поперечная балка, как имеющая широту и долготу, знаменует собою земное, вертикальная указывает на преисподнее и Небесное и на возрастание земли к Небу. Верхняя часть креста — это область Божественного бытия, которая как бы отделяется короткой верхней перекладиной. Наклоненное подножие является образом мерила дел человеческих. Христос был распят между двумя разбойниками. Один из них хулил Господа, и мерило склонилось под тяжестью его грехов, как бы низводя его в ад. Другой же разбойник каялся в своих грехах и просил у Господа милости - ему подножие указывает на Царство Небесное.
Земное и Небесное царства часто изображались в христианском искусстве в виде деревьев или других растений. В земном мире они были символами духовного обновления, возрождения, а также Божией Матери, в Небесном — рая и Христа. Растительный орнамент на обороте креста символически изображает весь мир, все концы земли, тянущиеся к Богу, стремящиеся соединиться во Христе. Дерево в центральном круге — как бы Сам Христос, Древо Жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2: 7), Отрасль праведная (Иер. 23: 15).
Значительную роль в символической программе креста играет цвет, привнося в нее свои акценты.
У каждого цвета в христианском искусстве есть определенное значение. Главными являются золотой и серебряный. Их живописные синонимы — желтый и белый. Золотым цветом изображается Слава Господа, Небесный Иерусалим, Божественный Престол. Белый показывает благодать, чистоту и святость. Далее идут синий и пурпурный: цвета одежд Христа и Богородицы. Синий знаменует Небесную Иерархию, пурпурный — царское достоинство. Близкий к пурпуру красный — цвет крови Христа, Его Рождества и Крестной Жертвы. Голубой, состоящий из синего и белого, присущ Богородице, а также всем, кто, стяжав благодать, стремится к Небесному Отечеству. В зеленом, цвете молодости и весеннего пробуждения природы, раскрывается животворящее действие Святого Духа. Черный стоит особняком. Он означает смерть. На иконах — это символ ада, у монахов — смерти для земной жизни и смиренной молитвы в надежде на духовное возрождение.
Главная идея художественного замысла креста — единение с Христом и возрождение для вечной жизни, которые человек получает только в Таинстве Крещения. Нательный крест всегда священный знак этого Таинства, символ любви к Богу и веры в Него. В Крещении человек получает второе, духовное рождение. Он усыновляется Богу, становится членом Его Церкви и приобретает надежду на спасение и жизнь вечную, по слову Божьему: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). Крест также охраняет человека от всякого зла, особенно от невидимых врагов, помогая ему стать ближе к Богу. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», — говорит Господь (Мф. 16: 24).
Выпускается разных цветов. Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро с позолотой | Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы |
Вставка | |
Эмаль | горячая перегородчатая эмаль |
Размеры | |
Средний | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Золочение | |
Литье | |
Ручная работа | |
Чернение | |
Эмалирование |