На лицевой стороне любого нательного креста должен присутствовать образ Иисуса Христа. Ведь именно воплощение Христа и Его жертвенная смерть превратили крест из орудия позорной и мучительной казни в орудие спасения и вечной жизни. На этом кресте образ Господа представлен на обеих сторонах. На одной – символически, в виде Голгофского креста, на другой – явно, в образе Господа Вседержителя. Поэтому этот крест можно носить, повернув любой стороной.
Рассмотрим сторону с образом Голгофского креста. Слово «голгофа» обозначает холм, круглый, как череп. Христианское богословие связывало Голгофу с черепом Адама, по преданию там похороненным, поэтому череп часто изображается в основании креста. Голгофский крест является основным символом православия. Богатство его обрамления, украшенность, во многих произведениях церковного искусства отражает не историческую правду, а символизирует отношение к нему, сложившееся в Православной Церкви. Голгофа и Крест Христов для Церкви являются драгоценнейшими сокровищами, более дорогими, чем все богатства мира. В православии образ креста свидетельствует не только о страданиях Господа, но и о Пасхальной радости; он напоминает о том, что Крест Христов связал небо и землю, соединил Бога и человека. Буквы, помещенные вокруг креста,– это инициалы святого имени Господа, а вверху, на короткой поперечной перекладине, титло ИНЦИ (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Титло –это табличка с «виной», указание на то, за что был казнен Иисус Христос.
С двух сторон от Голгофы помещены иконы самых почитаемых в Русской Церкви святых – преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. К ним чаще всего обращаются верующие в поисках заступничества и помощи. Святые жили в разное время и в разных странах. Святитель Николай родом из Малой Азии, он был епископом византийской провинции Ликия в III–IV веках. Преподобный Сергий жил в XIV веке недалеко от Москвы, где в диких Радонежских лесах основал Свято-Троицкий монастырь. Святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского объединяет бесконечная любовь к Богу и жертвенная, сострадательная любовь к людям. Эта любовь освятила всю их жизнь, все их церковное служение, за что они удостоились необыкновенной чудотворной силы. Поэтому верующие называют их «чудотворцами» и «теплыми заступниками и ходатаями перед Богом».
На другой стороне креста мы видим вверху образ Господа Вседержителя и предстоящую Ему Богоматерь, которой поклоняются архангелы Михаил и Гавриил. Икона Божией Матери, воздевающей в молении руки к Господу, называется «Нерушимая Стена». Эпитет заимствован из Акафиста Богоматери, где Она именуется «Царствия нерушимая стена» (икос 12). Прообразом чудотворной иконы является огромное мозаичное изображение Богоматери Оранта из апсиды древнейшего русского храма, Киевской Софии. Много бед и разрушений от разных врагов претерпел Киев и его главный храм. Но величественный образ Богоматери тысячу лет оставался невредимым, защищая всех, прибегающих к нему за помощью. В XIX веке списки с этого образа прославились чудотворениями. С этого времени иконы Богородицы, высоко поднимающей открытые ладони, стали одними из самых любимых в народе. Удивительная сила исходит от икон Божией Матери «Нерушимая Стена». Пресвятая Дева словно стоит на пути всего мирового зла и останавливает его Своими пречистыми руками. Благая Заступница рода христианского молится за христианский мир, умоляет Господа за каждого человека. Она – защитница от всяких бедствий, от нападений врагов и нечисти, крепкая Молитвенница и Предстательница перед Богом. Память иконе «Нерушимая Стена» совершается 31 мая (12 июня) и в Неделю всех святых.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро с позолотой | Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы |
Вставка | |
Без вставок | |
Размеры | |
Средний | |
Изображенный образ | |
Сергий Радонежский | |
Богородица | |
Николай Чудотворец | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Золочение | |
Литье | |
Ручная работа | |
Чернение |