На лицевой стороне креста из серебра с позолотой, в окружении серафимов, изображен восседающий на престоле Господь Иисус Христос. Он одет в царские одежды – далматик и лор: длинное облачение и широкую украшенную ленту, лежащую на поясе и плечах. Поверх лора на иконе изображена еще одна лента – омофор, принадлежность богослужебного облачения архиерея. На голове у Спасителя царский венец, похожий на архиерейскую митру. Такое совмещение царских и священнических одежд на иконе неслучайно. Господь представлен на ней как Царь царей и Великий Архиерей. В основе иконографии лежат слова Псалтыри, обращенные к Мессии: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109: 4), и текст Откровения Иоанна Богослова, где Христос именуется «Царем царей и Господом господствующих» (Откр. 19: 11–17). Как когда-то Мелхиседек поднес патриарху Аврааму хлеб и вино после его возвращения с победою, так Иисус Христос на Тайной вечере дал апостолам хлеба и вина, а потом принес Себя в жертву для примирения людей с Богом. Царем же над всеми царями Иисус Христос именуется не только потому, что Он имеет абсолютную власть над миром, но и за то, что, как добрый царь, Он печется о своих людях и употребляет свое могущество на борьбу со злом. В руках Христа Евангелие – это знак Его священства и Закон, который Он дал миру как царь.
На оборотной стороне в таком же царственном образе изображена Пресвятая Богородица. Она Мать Царя царей и потому облачена верховной властью. Царица Небесная восседает на престоле вместе со своим царственным Сыном. На голове Ее корона, а в руках символы царской власти – скипетр и держава. Эта икона Богоматери называется «Державной», и обретение ее связано с чудом. Крестьянка Евдокия Адрианова во снах стала видеть церковь Вознесения Христова в Коломенском (сейчас район Москвы) с повторяющимся требованием найти черную икону и сделать ее красной. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона, на которой Богородица была изображена с царскими атрибутами. В тот же день, 15 марта 1917 года, императора России Николая II вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года). Совпадение этих двух событий вызвало сначала стихийное, а потом и всецерковное почитание «Державной» иконы. Символически ее обретение интерпретировалось так: Божия Матерь подхватила выпавшие из рук русского царя державу (ее изображает шар), скипетр и стала Охранительницей русского престола, даровав тем самым надежду на возрождение России.
С двух сторон престолу Пресвятой Богородицы предстоят преподобный Силуан Афонский и преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Это великие русские святые и чудотворцы начала XX века. Святой Силуан (1866–1938) большую часть жизни прожил на Афоне, где сподобился явления Самого Иисуса Христа. Господь даровал ему особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в житейских нуждах. Великая княгиня Елизавета Федоровна (1864–1918) родилась в Дармштадте. Россия стала ее второй родиной, где она прославилась своей благотворительной деятельностью и делами милосердия. 5 (18) июля вместе с келейницей Варварой великая княгиня была убита в Алапаевске большевиками. Останки мучениц Елизаветы и Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Вставка | |
Без вставок | |
Размеры | |
Большой | |
Изображенный образ | |
Господь | |
Богородица | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |