Нарядный, украшенный эмалью, праздничный крест с рельефной иконой «Крещение Господне» возводит нас к древнерусской традиции праздничных крестов.
Крещение Господне, или Богоявление, - один из главных праздников Православной Церкви, который торжественно отмечается начиная с апостольских времен и почитается одним из величайших событий в истории человечества. «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество», - говорится в правилах апостолов. Праздник Крещения празднуется так же величественно, как и Рождество Христово, с которым он соединен Святками (с 7 января (25 декабря) по 19 (6) января), и составляет как бы одно торжество. Именно в канун Богоявления, в Крещенский Сочельник, в древности было принято совершать Таинство Крещения верующих.
Праздничная икона «Крещения» изображает Иисуса Христа, стоящего в водах Иордана. Справа от Него пророк Иоанн Креститель, слева ангелы, руки которых покрыты тканью в знак благоговения перед происходящим. Над головой Христа – голубь, спускающийся с Небес. Бог Отец глаголал с Небес о Сыне, Сын крестился в водах Иордана, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Таким образом, во время Крещения Господа явили Себя все Три Лица Пресвятой Троицы, поэтому этот праздник называется также Богоявлением. С древних времен Крещение еще именовалось днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет, явившийся просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей и является началом этого служения. Крещение Христа в водах Иордана имеет не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на человечество. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Он вновь сделал чистыми и живоносными грязные воды мира сего.
Значение великого праздника Крещения Господня раскрывается в тексте тропаря, то есть праздничной молитвы, заключительные слова которой написаны на обороте креста: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе».
Окунувшись в воду, Господь очистил и освятил ее Своею благодатью, поэтому с первых времен христианства в этот день было принято освящать воду. Чин водосвятия, по преданию, был составлен самим Евангелистом Матфеем.
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной в этот день воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Святость освященной в Крещение воды для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. В Русской Православной Церкви сложилась традиция не смешивать Агиасму с другой водой и принимать только натощак. Но по правилам Церкви «с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе», потому что «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших».
Крещенская вода пьется христианами «во исцеление души и тела» и почитается за свои целительные свойства, поэтому православные люди бережно хранят ее в течение года.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро с позолотой | Серебро 960 пробы, позолота 999 пробы |
Вставка | |
Эмаль | горячая перегородчатая эмаль |
Размеры | |
Средний | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Золочение | |
Литье | |
Ручная работа | |
Эмалирование |