Нательный крест из серебра с позолотой собрал в себе образы, издревле почитаемые на Руси за свою оградительную силу.
Образ Господа Иисуса Христа – главный на каждом кресте. Именно ко Христу, сошедшему на землю ради нашего спасения, возносятся все молитвы. На лицевой стороне креста изображена икона Распятия Христа – образ жертвы, принесенной Господом за грехи людей. «Оружием великим Христовым» именует Церковь крест, потому что, претерпев страдания и умерев, Господь победил смерть и лишил дьявола его власти над миром. Древний вид Распятия являет образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, которыми Он словно стремится охватить мир. Сохраняя образ страдания Христа, православное Распятие в то же время удивительно точно передает догматическую глубину его смысла. Тело Господа не висит, а торжественно покоится на Кресте. Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти. И, глядя на православное Распятие, мы всегда знаем, что Христос не только умер за грехи людей, но Он и воскрес!
Распятому Спасителю с двух сторон предстоят Пресвятая Богородица и апостол Иоанн, которые во все время страданий оставались у Креста Господа. Справа и слева летят скорбящие ангелы, а вверху изображен Престол Уготованный, который по-гречески называется «Этимасия». Этот престол Господь приготовил Себе Своими страданиями, он воссядет на него после воскресения мертвых в конце времен для Страшного Суда.
На оборотной стороне креста помещен Архангел Михаил, самый могущественный из ангелов. Это он низверг дьявола и встал во главе ангелов для борьбы с бесовскими силами. Его имя означает «Кто яко Бог?», так как он самый могучий и грозный враг зла. Древнерусские князья и воины стремились обрести покровительство Небесного Воеводы и нередко украшали свои шлемы его крылатой фигурой. На Руси также верили, что Архангел Михаил, как непримиримый враг дьявола, защищает и души умерших от бесовских нападений, провожая их на Небеса, поэтому ему часто посвящались кладбищенские церкви.
Вверху, над образом архангела, изображена икона Пресвятой Богородицы, поднимающей в молении свои руки. В такой иконографии большое значение имел ветхозаветный сюжет, рассказывающий о битве израильтян с войсками Амалика: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика… И устроил Моисей жертвенник Господу и нарек имя: Иегова Нисси (Господь знамя мое)» (Ис. 10-11; 12-13; 15). Моисей молился за врученный ему Богом еврейский народ, ведя его по пустыне в Землю обетованную, а Пресвятая Богородица вечно предстоит Богу и молится за все творенье, ведя его из духовной пустыни в Божье Царство. И пока молится Она, пока подняты Ее руки, народы земли будут побеждать в невидимой брани против сил ада.
Самая знаменитая чудотворениями икона с такой иконографией –«Знамение». Во время битвы новгородцев с суздальцами в 1169 году у этой иконы из глаз Божией Матери истекли слезы.С тех пор Пресвятая Богородица, горюющая «о ненавистной розни мира сего», стала в этом образе крепкой защитницей праведных в их противостоянии злу.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Вставка | |
Без вставок | |
Изображенный образ | |
Господь | |
Богородица | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |