По традиции на лицевой стороне нательного креста чаще всего изображается Распятие. Это связано с тем, что любой нательный крест в первую очередь символизирует крестные страдания Христа, Его смерть и Воскресение. Две противоположности — смерть и воскресение, страдания и пасхальная радость - соединены в одном образе. Поэтому древний вид Распятия являет вознесенного на Крест Сына Божия, не просто прибитого к кресту, а словно простирающего руки и призывающего в Свои объятия весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает его духовный смысл и богословскую глубину.
На данном кресте Тело Господа, согласно православной традиции, не висит, а торжественно покоится на Кресте. Христос, распятый и умерший, изображен живым в самой Своей смерти, что соответствует догматическому сознанию Церкви. Широко раскинутые руки Христа объемлют всю Вселенную, и не только людей, но и ангелов. Ангельский мир символизирует шестикрылый серафим, приникший к верхней перекладине, на которой написаны инициалы Христа – ИС ХС.
Внутренняя строгая форма креста, очерчивающая рельефное Распятие, подчеркнута внешним, более свободным объемом, украшенным эмалью с золотым нитевидным орнаментом. Эта простая четырехконечная форма имеет многочисленные духовные смыслы. Ее устремленная ввысь вертикаль означает справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается поперечной перекладиной, означающей любовь и милость Божию к грешным людям. Ради этой любви и был принесен в жертву Господь, взявший на Себя грехи человечества.
В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление человеческой души от земли к Богу. Это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая никогда не дает человеку возможности осуществить свое возвышенное стремление до конца, но без которой человек не может существовать, как крест без поперечника.
Много и других прекрасных толкований духовных смыслов Креста Господня и его значения для спасения можно прочитать в творениях святых отцов. "Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, - писал святитель Димитрий Ростовский, - ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень (юг) и полночь (север); и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо, когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста". Все части этого крестообразного «мира были приведены к спасению частями Креста», как говорил святитель Василий Великий. Живший же в XVIII веке митрополит Платон сравнивал Крест с ключом от Царствия Небесного: «Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова».
Преподобный Иоанн Златоуст так проповедовал о Кресте: «Чем победил дьявол, тем же преодолел его Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его; а как, послушай. Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева; древом было дерево рая; смертью было наказание Адама. Но вот опять дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы — Мария; вместо дерева познания добра и зла — Древо Креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова. Чрез смерть мы сделались бессмертными; таковы действия креста <…> Теперь умирая (смертью временной - успение) мы не отдаляемся, но приближаемся к Богу». Поэтому в каждом кресте вместе с образом страдания Христа присутствует пасхальная радость. Радость от того, что Господь Крестом разрушил ад и Своею смертью попрал смерть. Это торжество жизни над смертью раскрывают слова молитвы, написанной на оборотной стороне этого креста: «Крест претерпевый и смерть упразднивый и воскресый их мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко един всесилен!».
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро с позолотой | Серебро 960 пробы, позолота 999 пробы |
Вставка | |
Эмаль | горячая перегородчатая эмаль |
Размеры | |
Большой | |
Изображенный образ | |
Господь | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Золочение | |
Литье | |
Ручная работа | |
Чернение |