На лицевой стороне креста из серебра с позолотой традиционно изображен Распятый Господь Иисус Христос. Оборотная сторона посвящена празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа – событию, которое многие народы почитают главным в истории человечества, именно с Рождества начинается эра, которую мы привычно называем «нашей».
В Новом Завете история Рождества Христова описана двумя евангелистами – Матфеем и Лукой. В Евангелии апостола Матфея рассказана известная рождественская история о поклонении волхвов – восточных магов, которые пришли к новорожденному Иисусу Христу, следуя за звездой. Волхвы преподнесли дары: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Эти подарки имели символическое значение: золото Христу принесли, как Царю – в качестве подати, ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении, а смирну – как Человеку, который смертен (в те времена умерших помазывали маслами со смирной), то есть эти дары указывают на царское, божественное и человеческое служение Иисуса.
В Евангелии апостола Луки излагаются другие события, связанные с Рождеством: это рассказ о вертепе, яслях и поклонении Младенцу Христу пастухов и ангелов. Евангелист Лука пишет о том, что в то время, когда Дева Мария должна была родить, в Иудее началась перепись населения. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, причем всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. Потому-то Дева Мария и Иосиф пошли в Вифлеем: их предок, царь Давид, родился именно там, но в городе не нашлось места в гостинице. Семейство устроилось на ночлег в пещере, куда в ненастье загоняли скот. В этой пещере и родился Спаситель.Родив Сына, Пресвятая Дева Сама запеленала Его и положила в ясли, то есть в кормушку для животных. Хотя евангелист не указывает на присутствие в пещере животных, в одном из ветхозаветных пророчеств о рождении Мессии, в пророчестве Исайи, говорится: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» и это пророчество исполнилось: первыми приветствовали новорожденного Христа животные.
В иконах Рождества два рассказа соединяются воедино: волхвы, пастухи и ангелы изображаются рядом с Богородицей и яслями Христа. Младенец Иисус – самый маленький. Небольшие размеры Его фигуры – символ бесконечного умаления Бога, который ради спасения человечества воплотился в маленького беспомощного ребенка. Богородица, напротив, огромна, она превышает в масштабе людей, ангелов и даже горы. Это символ Ее возвеличивания: ведь, родив Богочеловека, Матерь Божия стала превыше всех ангелов и архангелов.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Размеры | |
Большой | |
Изображенный образ | |
Господь | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |