Крест-мощевик с иконами Распятого Христа и святителя Николая Чудотворца выдержан в древних, исполненных символизма формах. Созданные в технике перегородчатой эмали образы святых будто являются из сияющего золотом Царства Божественной Славы в мир земной, раскинувшийся крестом на четыре части света.
Мощевики, или энколпионы, впервые появились в Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Самыми распространенными были выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди. Крест-мощевик одновременно охранял человека, освящал его и исцелял чудодейственной Божественной силой, подаваемой крестом, иконами и мощами святых.
В Православной Церкви почитаются кресты различной формы. И каждая из них обращает нас к истинному Кресту Господню. Четырехконечная форма креста показывает взаимосвязь земного и небесного, тварного и Божественного. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», — толкуя символизм его формы, писал великий богослов и аскет преподобный Иоанн Дамаскин.
Здесь восьмиконечный крест, на котором всегда изображается Распятый Господь, дополняет общую четырехконечную символику. Верхняя часть креста, область Божественного бытия, как бы отделяется короткой верхней перекладиной. На ней написано «Царь Славы». Эта перекладина изображает табличку с надписью: «Иисус Назорей Царь Иудейский», которая, согласно Евангелию, была прибита к кресту после Распятия. Внизу, в земной части креста, под ногами Христа изображается наклоненная перекладина. Это подножие, символизирующее мерило дел человеческих, в чаши которого на Страшном Суде будут полагаться добрые и злые дела людей. Один из распятых с Христом разбойников хулил Господа, и мерило его грехов склонилось под тяжестью вниз, как бы низводя его в ад. Другой же каялся и просил у Господа милости. Ему подножие указывает на Небесное Царство.
На всем пространстве оборота мощевика изображена икона Николы Зарайского.
Зарайский образ был принесен из Корсуни на Русь, в город Красный, в 1224 году. Свое название икона получила после трагической гибели княжеской семьи города. Князь Федор был жестоко убит в Орде ханом Батыем за то, что не захотел принести языческие жертвы и отказался отдать в гарем хана свою жену. Узнав о гибели супруга, княгиня Евпраксия бросилась с башни вместе с сыном и «заразилась» (разбилась). С тех пор город Красный стал называться Зарайском, а вместе с ним и чудотворный образ святителя Николая.
Святитель Николай - самый великий и чтимый святой в России. Он был епископом в городе Миры римской провинции Ликия в Малой Азии. Святой прославился великими чудесами и делами милосердия и продолжает творить их за гробом. Святителя Николая молят о заступничестве нуждающиеся, терпящие бедствие, невинно осужденные. Он помогает учащимся, путешествующим, морякам и торговцам, исцеляет болящих, умиротворяет враждующих, находит пропавших и даже воскрешает умерших. Но чудеса святитель подает только искренне кающимся и уповающим на Бога.
Святитель Николай Чудотворец при жизни заботился о духовном воспитании своей паствы, после смерти стал просветителем всего мира, духовным наставником, строгим, мудрым и милосердным для каждого, кто обратится к нему в молитве (пам. 22 мая и 19 декабря).
На внутренней стороне мощевика написана молитва Христу: «Ниспошли свет Твой, Христе Боже, просвети и спаси мя», которая продолжается упованием на заступления святителя Николая Чудотворца «Молитвами святителя Николая, помилуй мя».
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Мощевик | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Вставка | |
Эмаль | |
Размеры | |
Большой | |
Изображенный образ | |
Николай Чудотворец | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |