Лаконичный и выразительный силуэт всадника, попирающего змея и поражающего его в пасть тонким копьем, – узнаваемый образ Георгия Победоносца, доблестного воина Христова, одного из самых любимых святых во всем христианском мире. Святой Георгий воплотил в себе идеал защитника для многих народов. Эпический богатырь, сражающийся с чудовищем, неподкупный победитель вселенского зла, который есть в легендах и сказках любого народа, совпал в сознании верующих с образом великомученика Георгия. Святой стал олицетворением борьбы добра со злом, торжества Божьей правды над злодейством и несправедливостью.
Георгий Победоносец († 303) – родился в Каппадокии в христианской семье. Знатный по рождению талантливый юноша быстро сделал хорошую военную карьеру, став офицером (тысяченачальником) в армии императора Диоклетиана. Но после принятия Диоклетианом жестоких указов, направленных на полное уничтожение христиан, Георгий добровольно явился к правителю и выступил в защиту единоверцев. Уговоры, пытки, длительное заточение не сломили воина, и он был казнен через усечение головы.
Самое раннее свидетельство о святом Георгии мы находим в греческом тексте 368 года, который был обнаружен в сирийском городе Шакке. Здесь же сохранились первые храмы в честь великомученика. В Малой Азии в V в. было составлено и первое житие святого, рассказывающее о его мученических подвигах.
На Русь почитание святого Георгия пришло сразу после Крещения из Византии.У нас святой стал именоваться Егорием Храбрым – устроителем земли Русской. Божий посланник, несущий светлые идеалы христианства, мучимый злыми язычниками, сделался олицетворением русского народа, судьбы Русской земли, стоящей на пути степных орд и западных иноверцев.
В XII веке появилась самая знаменитая иконография святого – в виде поражающего змея всадника. Именно в этом изображении Георгий стал именоваться Победоносцем и был помещен на герб России. Имя доблестного защитника Православной Церкви стало родовым именем русских князей, которые желали иметь в нем могущественного покровителя, а также видели образец христианской доблести. Князья чтили святого как покровителя воинов, а крестьяне молились ему о своем скоте. Имя мученика переиначивали на русский манер: князья именовали его Юрием, а крестьяне Егором. Память святого Георгия была установлена трижды в году: 16 ноября, 9 декабря и 6 мая. День преставления, 6 мая, назывался Юрьевым днем и с глубокой древности праздновался с особой торжественностью.
Сохранилось множество произведений ювелирного искусства с изображением святого, особенно в образе Победоносца. Георгия часто помещали на нательные миниатюрные иконы, кресты, походные складни. Еще с домонгольских времен существовала традиция фигуративного и просечного (то есть заключенного в воздушную рамку) литья икон. И, конечно, больше всего просечных литых икон до нас дошло с изображением святого всадника, Георгия Победоносца.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Образок нательный | |
Материал | |
Серебро с позолотой | Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы |
Изображенный образ | |
Георгий Победоносец | |
Техника исполнения | |
Золочение | |
Литье | |
Ручная работа | |
Чернение |