Лицевая сторона креста по канону посвящена Господу Иисусу Христу. Чаще всего на нательных крестах изображается Распятие, которое символизирует победу над грехом и смертью. Своими страданиями Господь искупил грехи человечества: умерев и сойдя во ад, Он победил дьявола, освободил души праведников от вечной смерти и открыл им Небесные врата рая. Жертва Христа сделала возможным спасение для каждого человека. Поэтому на православных крестах Господь изображается не страдающим, а словно возносящимся и обнимающим весь мир. Он – Спаситель человечества, поправший смертию смерть и призывающий к Себе «все концы земли» (Ис. 45, 22). С двух сторон от Христа изображаются Его Мать, Пресвятая Богородица, и любимый ученик, апостол Иоанн Богослов. Они стояли у Креста неотлучно до самого конца, пока Господь не предал дух Свой Небесному Отцу. Позади — Иерусалимская стена. На иконах она обозначает место казни и символизирует Небесный Иерусалим, путь в который открылся для человечества через Голгофу.
На обороте креста помещена икона самого почитаемого на Руси святого – Николая Чудотворца (втор. пол. III в.). Он был епископом в городе Миры римской провинции Ликия в Малой Азии и прославился великими чудесами и делами милосердия, которые продолжает творить и за гробом. Святителя Николая молят о заступничестве нуждающиеся, терпящие бедствие, невинно осужденные. Он помогает всем обращающимся к нему с верой и молитвой: учащимся, путешествующим, морякам и торговцам, исцеляет болящих, умиротворяет враждующих, находит пропавших и даже воскрешает умерших.
Образ святого представлен в известной иконографии «Никола Можайский». Появление иконы, на которой святитель Николай в одной руке держит меч, а в другой – миниатюрное изображение храма, связывают с его чудесным заступничеством за город Можайск. Согласно преданию, когда город был осажден татарами, в воздухе над храмом явился Николай Чудотворец с мечом в одной руке и собором, обнесенным стеной, в другой. Напуганный видением неприятель бежал, а жители «в благодарное воспоминание могущественного предстательства за них святителя Николая вскоре сделали резное изображение чудесного явления его». Эта деревянная скульптура XIV века сохранилась до сих пор. Ее образ стал одним из самых почитаемых изображений святителя, так как является зримым воплощением его действенной помощи.
Сверху святителя Николая благословляют Богородица и Иисус Христос. В руках Они держат знаки епископского достоинства. У Христа в руке Евангелие, а Божией Матери – омофор. Это напоминание о том, что Николай Чудотворец получил омофор и Евангелие лично из рук Богородицы и Спасителя как защитник и проповедник веры.
С двух сторон от святителя Николая помещены образы великих московских святых, прославившихся чудесами на всю Россию. Слева стоят Христа ради юродивые XVI века: Василий Блаженный, в честь которого назван самый знаменитый русский собор на Красной площади в Москве, и Иоанн Большой Колпак, блаженный, который похоронен в этом храме вместе с Василием Блаженным.Слева – преподобные чудотворцы Даниил Московский, младший сын Александра Невского, и Савва Сторожевский. Оба святых были основателями великих русских монастырей XIV века – Свято-Данилова в Москве и Саввино-Сторожевского в Звенигороде.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро с позолотой | Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы. |
Вставка | |
Без вставок | |
Изображенный образ | |
Николай Чудотворец | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Золочение | |
Литье | |
Ручная работа | |
Чернение |