Форма небольшого четырехконечного позолоченного креста с вытянутой вниз вертикальной перекладиной является традиционной в древнерусском искусстве. Это объясняется общей символикой формы креста, которая представляет образ мира, раскинувшегося на четыре части света и простирающегося вширь и ввысь. Основная поперечная балка знаменует собою земное, вертикальная — связь земли с Небом.
На лицевой стороне креста помещена икона Распятия с предстоящими Кресту Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом. По Преданию, именно они до конца не оставляли Спасителя в Его страданиях. Их фигуры изображены намного меньше фигуры Иисуса Христа, Который словно бы возвышается над всем миром, вознесенный на Кресте. Нарушение пропорций имеет символический характер. В православных иконах Распятия мы никогда не увидим физических страданий Христа. Своими могучими руками Спаситель обнимает весь мир. Его Жертва – всегда победоносный, торжественный образ.
С двух сторон от Распятого Спасителя написано: «Иисус Христос Сын Божий». В навершии креста находится икона Ангела Хранителя. В правой руке Ангел держит крест – «меч духовный» в борьбе с грехом и бесами, а в левой – так называемое зерцало с именем Иисуса Христа. Каждый ангел по преданию имеет такое зерцало, чтобы всегда видеть Господа и слышать Его повеления.
Выше, на ушке креста, написано «Царь Славы». Это имя воскресшего Господа Иисуса Христа, вознесшегося на Небо и царствующего в Небесном Иерусалиме.
Оборотную сторону креста украшает величественный образ великомученика Георгия, одного из самых почитаемых в христианстве святых воинов. На Руси больше всего был распространен и известен образ Георгия на коне, поражающего змея – именно в такой иконографии он называется Победоносцем. На этом кресте святой представлен иначе, стоящим в полный рост, в воинских доспехах. В правой руке он держит флаг, развевающийся на длинном древке, а в левой сжимает меч. На плечах Георгия повязан плащ, а за спиной круглый щит. Это – образ воина-победителя. Однако главная победа святого Георгия состояла не в воинских успехах в императорской армии, а в победе над злом. Храбрый святой защитник, не убоявшийся мучителей и добровольно принявший смерть за Христа, стал олицетворением борьбы добра со злом, торжества Божьей правды над злодейством и несправедливостью. Его мученическая смерть за веру стала настоящим подвигом. Несмотря на знатное происхождение, на офицерскую должность в армии римского императора, богатство и успех, святой воин не побоялся отказаться от всего этого и выступил в защиту преследуемых по всей империи христиан. Господь даровал Георгию мученический венец и чудотворную силу для помощи людям. Великомученик почитается как великий чудотворец, покровитель воинов и помощник в разных невзгодах и опасностях.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Размеры | |
Средний | |
Изображенный образ | |
Господь | |
Георгий Победоносец | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |