Позолоченный нательный крест, который посвящен Петербургу. Он выполнен в традициях русских иконографических крестов, на которых образ Спасителя дополняется рельефными иконами Божией Матери, ангелов, апостолов и святых. Обычно это изображения особо чтимых икон и святых той местности, где крест был создан. Мы видим на лицевой стороне Нерукотворный Образ Христа со святыми апостолом Петром, Андреем Первозванным и святителем Тихоном Задонским, а на обороте — Казанскую икону Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Игнатия Брянчанинова, святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженную Ксению Петербургскую.
Петербургский крест выполнен в форме квадрифолия (от латинского quadrifolium — четырехлистник), образованного квадратом с закругленными углами и наложенным на него ромбом. Углы ромба дополнены кринами (лилиями), символами чистоты и святости. Древняя форма квадрифолия используется на Руси для создания нательных крестов (первоначально — мощевиков) с ХIV века. Она развивает и дополняет символическое звучание формы равностороннего креста как образ преображенного творения. В квадрифолии квадрат, знак земли, пересекается с ромбом, знаменующим Божественную Славу и Небесный Иерусалим, и создается зримый образ соединения тварного и вечного.
Вокруг образа Спасителя в кругах, знаках Неба и вечности, предстоят святые покровители Петербурга. В нижней части — образ святителя Тихона Задонского. С 1761 по 1763 годы он был викарным епископом Кексгольмским и Ладожским и подолгу жил в Петербурге при дворе царицы Елизаветы Петровны, будучи ее пастырем и наставником.
С двух сторон от Христа — иконы апостолов Петра, святое имя которого носит Петербург, и Андрея Первозванного, с проповедью Евангелия, по Преданию, дошедшего до невских берегов.
Оборот нательных крестов на Руси любили посвящать Богородице. На Петербургском кресте - это образ самой почитаемой в городе Казанской иконы Божией Матери. Величественным реликварием для ее самого знаменитого чудотворного списка в Петербурге был выстроен Казанский собор. Вверху над образом Богородицы - образ покровителя города святого благоверного князя Александра Невского. Его мощи были торжественно привезены Петром I из Владимира в 1724 году и поныне покоятся в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Внизу образ блаженной Ксении Петербургской. Блаженная Ксения избрала для себя очень тяжелый путь святости - юродство ради Христа, и Господь наградил ее необыкновенной чудотворной силой. До сих пор могила святой на Смоленском кладбище и ее иконы являются неиссякаемым источником чудес.
Образ еще одного великого петербургского чудотворца, святого праведного Иоанна Кронштадтского, изображен справа от Божией Матери. В руках у него крест и Литургическая Чаша. «Всероссийский батюшка», как его именовали при жизни, явил Церкви новый образ святости: подвижничества и аскезы не за стенами монастыря, а в миру, в гуще жизни огромного города, молитвенного и воистину апостольского служения ради спасения миллионов людей.
Слева от Богородицы образ святителя Игнатия Брянчанинова, основателя Петербургской Троице-Сергиевой пустыни, возродившего в Церкви в первой половине XIX века святоотеческое богословие и оставившего после себя многие тома вероучительных и аскетических творений.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Изображенный образ | |
Ксения Блаженная | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |