Форма процветшего креста, в которой выполнен этот небольшой позолоченный нательный крестик, восходит к традициям русских крестов XIV века. Концы его балок «процветают» трехчастными бутонами лилий, олицетворяющими чистоту, святость и любовь. С древности цветок лилии почитался также как символ мира и Божьего благословения. По преданию, именно лилию вручил Пресвятой Деве Марии Архангел Гавриил, возвещая Ей о рождении у Нее Божественного Сына.
Рождение Мессии задолго до Благовещения было предсказано пророками. Вершиной пророческих обетований стали слова пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Иконописным изображением этого пророчества является икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, как и в русском высоком иконостасе, ее место в самом верху креста. Ниже – образ Самого Спасителя - это самый почитаемый Его образ, величайшая святыня христианского мира, икона Спаса Нерукотворного. По преданию, это изображение чудесно отпечаталось на холщовом полотенце, которым Господь, умывшись, отер лицо. Нерукотворный образ Христа находится в средокрестии. С двух сторон ему предстоят святые супруги Петр и Феврония Муромские. По учению Церкви, Господь Иисус Христос является главой христианской семьи как малой Церкви, поэтому образ Христа не разделяет, а объединяет на кресте иконы благоверных супругов.
Семейная гармония невозможна без Бога, центра духовной жизни человека. Бог наполняет и освящает ее Своим присутствием, укрепляет в трудностях и благословляет в радостях. Этому учит нас святой пример благоверных супругов, святых Петра и Февронии, княживших в городе Муроме в начале XIII века. Супруги жили в любви с Богом, людьми и друг другом долго и счастливо, деля радости и невзгоды. В их житии не было монашеских подвигов или мученических страданий за веру, однако Церковь прославила их как святых, потому что очень сложно сохранить в чистоте любовь и верность Богу и друг другу, пронеся эти чувства, не запятнав, через разные испытания – гонения, бедность, болезни, искушения богатством и властью – и явить идеальный образец христианского супружества. В старости князь с женой приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и, прожив некоторое время в разлуке, умерли в один день и час. Святые супруги заранее приготовили себе общий гроб, в котором и были похоронены 8 июля (25 июня) 1228 года. В день их памяти был установлен праздник – День семьи, любви и верности.
Внизу креста помещен образ самого почитаемого в Церкви святого – Николая Чудотворца, епископа Ликии, жившего в городе Миры в Малой Азии в III веке. За годы пастырского служения святитель прославился многими чудесами и делами милосердия. К нему и сейчас обращаются за помощью в торговле и учении, для разрешения споров и вразумления правителей. Святого почитают как целителя, покровителя путешествующих, заступника обиженных, гонимых и нуждающихся, а также как покровителя честного супружества.
На обратной стороне креста, вокруг распростертых крыльев Серафима, написана молитва Христу: «Господи, спаси, сохрани и помилуй мя Своею благодатью».
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Изображенный образ | |
Господь | |
Николай Чудотворец | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |