На образке из серебра с позолотой изображена величайшая святыня России, самая любимая и почитаемая верующими икона Пресвятой Богородицы – Казанская.
Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани в 1579 году, через 26 лет после присоединения Татарского ханства к Руси Иваном IV Грозным. В этот год в Казани бушевал страшный пожар, уничтоживший христианскую половину города. «Вера Христова стала притчею и поруганием» для мусульманского населения, писал летописец и тогда Божия Матерь явилась в сонном видении девочке Матроне и приказала на пепелище дома купцов Онучиных, откуда начался пожар, взять чудотворную икону, даруемую Ею в помощь православным.
Трижды повторялось видение, и наконец Матрона с матерью пошла на пожарище искать икону. К ним стали присоединяться горожане. Когда Матрона заступом открыла образ, завернутый в рукав старой малиновой рубахи, об этом сразу узнал весь город. К месту обретения прибыл архиепископ, и новую икону перенесли в ближайшую церковь. Принял ее настоятель, будущий Патриарх всея Руси священномученик Гермоген. Ему принадлежит Сказание об обретении Казанской святыни, тексты праздничного тропаря и службы.
Во время перенесения иконы исцелились несколько слепцов. Это восприняли как знамение: икона будет просветительницей русских земель. Список с образа отправили царю с описанием чудес, и Иоанн Грозный повелел построить на месте явления женский монастырь. В нем приняли постриг Матрона с матерью. Впоследствии Матрона стала игуменьей монастыря.
В страшное для Руси Смутное время (1604–1613 гг.), когда Москва и весь юг страны остались в руках поляков, север, включая Новгород, оккупировали шведы, а по стране бродили шайки разбойников, Казанская икона Божией Матери стала покровом русского ополчения и боевым щитом России. Тогда открылась суть дарования иконы Российской земле, стала ясной ее необычная иконография. На Казанской иконе Богородица и Богомладенец стоят «плечом к плечу», обращенные в мир. Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Эта предельно лаконичная композиция приводит на память творения святых отцов, где Богородица воспевается как «Нерушимая Стена» и «Возбранный Воеводе победительная».
Летом 1612 года ополчение Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского после молебна Казанской иконе освободило Москву. После победы князь Пожарский построил на Красной площади храм в честь иконы, а вошедший на престол царь Михаил Романов повелел чествовать ее дважды в год: 21 июля – в день явления и 4 ноября – в память освобождения Москвы. 4 ноября отмечается национальный праздник и в наше время.
Сейчас Казанская икона почитается только в списках, так как древней явленной святыни больше не существует: в ночь на 12 июля 1904 года несколько святотатцев проникли в соборный храм Богородичного монастыря г. Казани и похитили явленную Казанскую икону. 21 июля воры были пойманы, но икона утрачена безвозвратно.
Однако благодатная сила чудотворного образа не иссякла, а перешла на его списки. До сих пор Казанская икона является щитом и оградой не только всей Русской земли, но и каждого человека. Особенно она почитается как помощница в семейных бедах и целительница в болезнях. Она помогает матерям в воспитании детей, женам – в освобождении мужей от пагубной страсти пьянства, исцеляет при болезни глаз и другие недуги. На обороте образка написаны слова молитвы: «Твоими мольбами, Честная, бед и напастей исхити мя, лютых избави мя, молюся, Ты бо стена еси неразрушимая» – это слова упования на помощь Пресвятой Богородицы и веры в благодатную силу Ее иконы.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Образок нательный | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Изображенный образ | |
Богородица | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |