На образке из серебра с позолотой изображена величайшая святыня России, самая любимая и почитаемая верующими икона Пресвятой Богородицы — Казанская. Чудотворный образ помещен в рамку киотной формы, украшенную символическим орнаментом, называемым «процветшие сердца».
Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани в 1579 году, через 26 лет после присоединения татарского ханства к Руси Иваном IV Грозным. В этот год в Казани бушевал страшный пожар, уничтоживший христианскую половину города. «Вера Христова стала притчею и поруганием» для мусульманского населения, писал летописец. И тогда Божия Матерь явилась в сонном видении девочке Матроне и приказала на пепелище дома купцов Онучиных, откуда начался пожар, взять чудотворную икону, даруемую Ею в помощь православным.
Трижды повторялось видение, и наконец Матрона с матерью пошла на пожарище искать икону. К ним стали присоединяться горожане. Когда Матрона заступом открыла образ, завернутый в рукав старой малиновой рубахи, об этом сразу узнал весь город. К месту обретения прибыл архиепископ, и новую икону перенесли в ближайшую церковь. Принял ее настоятель, будущий Патриарх всея Руси священномученик Гермоген. Ему принадлежит Сказание об обретении казанской святыни, тексты праздничного тропаря и службы.
Во время перенесения иконы исцелились несколько слепцов. Это восприняли как знамение: икона будет просветительницей русских земель. Список с образа отправили царю с описанием чудес, и Иоанн Грозный повелел построить на месте явления женский монастырь. В нем приняли постриг Матрона с матерью. Впоследствии Матрона стала игуменьей монастыря.
В страшное для Руси Смутное время (1604–1613), когда Москва и весь юг страны остались в руках поляков, север, включая Новгород, оккупировали шведы, а по стране бродили шайки разбойников, Казанская икона Божией Матери стала покровом русского ополчения и боевым щитом России. Тогда открылась суть дарования иконы Российской земле, стала ясной ее необычная иконография. На Казанской иконе Богородица и Богомладенец стоят «плечом к плечу», обращенные в мир. Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Эта предельно лаконичная композиция приводит на память творения святых отцов, где Богородица воспевается как «Нерушимая Стена» и «Возбранный Воеводе победительная».
Летом 1612 года ополчение Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского после молебна Казанской иконе освободило Москву. После победы князь Пожарский построил на Красной площади храм в честь иконы, а вошедший на престол царь Михаил Романов повелел чествовать ее дважды в год — 21 июля в день явления и 4 ноября в память освобождения Москвы.
С XVIII века особо почитается петербургский список с Казанской иконы, который привезла в столицу сестра Петра I Наталья. Эта икона является главной святыней города, его хранительницей и защитницей. В начале XIX века для чудотворной святыни в Петербурге был выстроен величественный Казанский собор.
В Отечественную войну 1812 года перед отъездом на фронт Михаил Илларионович Кутузов отслужил в нем молебен Казанской иконе, вверяя себя и всю страну ее предстательству. После войны собор стал памятником русской победы. Сюда были принесены знамена поверженных французских полков и сорок пудов серебра, отнятого казаками у Наполеона. Серебро пошло на отделку иконостаса и подсвечник чудотворному списку. Сейчас петербургский образ является самым почитаемым, так как древней явленной иконы больше не существует: в ночь на 12 июля 1904 года несколько святотатцев проникли в соборный храм Богородичного монастыря г. Казани и похитили явленную Казанскую икону. 21 июля воры были пойманы, но икона утрачена безвозвратно.
Однако остались чудотворные списки, и их благодатная сила не иссякла. До сих пор Казанская икона является щитом и оградой не только всей Русской земли, но и каждого человека. Особенно она почитается как помощница в семейных бедах и целительница в болезнях.
На обороте помещены слова молитвенного прославления великой иконы: «Радуйся, чудо чудесъ, всехъ Радосте! Градовъ и весей непобедимое христианское в бедахъ хранилище и предградие, и на враги побеждение».
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Образок нательный | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Вставка | |
Без вставок | |
Размеры | |
Большой | |
Изображенный образ | |
Богородица | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |