Cвятые отцы учат утром и вечером целовать нательный крест, молитвенно поминая ближних. Для такого святого охранения самых родных и любимых людей создан этот крест-мощевик со святыми покровителями семьи и брака.
Мощевики, или энколпионы (греч.) — это небольшие реликварии, предназначенные для хранения частиц мощей и других святынь. В древности мощевики часто выполняли в форме креста и украшали иконами святых. Именно такой традиции следует «семейный» крест-мощевик.
Семья — наша Малая Церковь. Брак установлен Богом, утверждается и освящается церковным таинством, есть основание всей жизни человека. Апостол Павел сравнивает христианский брак с таинственным общением Христа и Церкви, замечая, что «тайна сия велика есть» (Еф. 5, 25). А свт. Иоанн Златоуст говорит: «Мир состоит из городов, города — из семейств, семейства — из мужей и жен. И так, когда возникнут ссоры между мужьями и женами, низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами». Духовное понимание семейной жизни человека стало основой символической программы мощевика.
Уже своей формой, сочетающей крест, квадрат и круг, мощевик указывает на соединенность земного и Небесного в жизни человека. Квадрат — древний символ земли, состоящей из четырех частей света и четырех стихий. Круг — знак Неба и Самого Христа, Который «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Равноконечный крест святые отцы называют образом Христа и знамением Его победы. Они дают ему много духовных толкований, одно из которых обращено к внутренней жизни человека. Вертикальная линия креста, говорят они, означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу, горизонтальная же указывает на земную любовь к ближним, к своей семье. Истинная жизнь души в гармонии любви земной и Небесной.
Эта гармония невозможна без Господа Иисуса Христа, который есть центр духовной жизни человека. Он наполняет и освящает ее Своим присутствием, является целью и смыслом. Он также Глава христианской семьи как Малой Церкви. Поэтому в центре мощевика помещена икона Христа Вседержителя.
Семья как Малая Церковь есть часть Вселенского Церковного Собора и соединяется во Христе с Церковью будущего века. Эту совершенную Небесную Церковь в православной иконописи изображают в виде святых, предстоящих Господу Вседержителю. Такая композиция называется «деисус». Первыми рядом с Христом, «превыше всех ангелов и архангелов», всегда находятся Богородица и Иоанн Предтеча. Их склоненные в молении образы создают деисусную композицию на лицевой стороне «семейного» креста.
Частью Небесной Церкви являются и прародители человечества Адам и Ева, родоначальники всякой семьи на земле. Они находятся внизу, молитвенно воздев руки.
Вверху мощевика помещен Престол Уготованный (по-гречески — Этимасия). Это образ Престола, который предуготовил Себе Христос страданиями и на который Он воссядет во Втором Пришествии.
Совершенным образом Христа на земле, Его главной Помощницей является Пресвятая Богородица. Она — Молитвенница и Предстоятельница за мир. Именно к Ней обращаются православные люди за помощью в устроении земного счастья. Поэтому на обороте в центральном круге помещена Ее икона, где Она изображена молящейся за мир и простирающей над ним Свой Покров.
Окружают Богородицу иконы святых покровителей семьи и брака. В самом верху — Архангел Гавриил, Божий вестник. Именно он был послан Богом возвестить св. Захарии о рождении у него великого сына Иоанна Предтечи. Он же принес Деве Марии самую благую для человечества весть о грядущем Рождестве Спасителя Иисуса Христа.
В основании вертикальной перекладины помещена икона святых мучеников и исповедников из г. Эдессы братьев Самона и Гурия († ок. 299–306) и дьякона Авива († 322). Особое служение этих святых раскрылось в посмертных чудесах. Они стали «карателями за неисполнение взаимных условий». Их первым чудом было спасение жены Евфимии, которую нечестивый муж живою положил в гроб (пам. 28 ноября).
Справа и слева от Пресвятой Богородицы находятся образы святых супругов мучеников Адриана и Наталии († 305–311) (пам. 8 сентября) и преподобных Петра и Февронии Муромских († 1228) (пам. 8 июля). Эти святые в жизни и в смерти сумели сохранить святость брака, став примером для христианских семей и их Небесными покровителями.
Внутри мощевика помещена молитва, прославляющая Бога как устроителя земной жизни человека: «Благословен еси Господи Боже наш, иже тайного и чистого брака священнодействителю, и телесного законоположителю, нетления хранителю, житейских благий строителю».
Тип изделия | |
Православный крест | |
Мощевик | |
Материал | |
Серебро с позолотой | Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы |
Размеры | |
Большой | |
Изображенный образ | |
Господь | |
Богородица | |
Техника исполнения | |
Золочение | |
Литье | |
Ручная работа | |
Чернение |