Небольшой крест из серебра с позолотой с изображением Христа Вседержителя на лицевой стороне и иконы Божией Матери «Семистрельная» на оборотной, выполнен в стиле, традиционном для Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веков. Образы Христа и Богородицы, использованные в его художественном образе, были созданы в VI и XVIII веках.
Иконография Господа Вседержителя, изображающая Его с книгой и благословляющей десницей, появилась в Византии. Так Господь изображен на самой древней из сохранившихся Его икон, которая находится сейчас в монастыре Святой Екатерины на Синае. До сегодняшнего дня этот образ является наиболее почитаемым в Православной Церкви.
Книга в руке Христа — один из самых многозначных символов в христианском искусстве. В первую очередь это, конечно, образ Евангелия, Нового Завета, который Господь принес в мир: «Заповедь новую даю вам, да любите друг дуга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13; 34). Но книга — это не только Евангелие. В Библии все мироздание, весь созданный Богом мир часто уподобляется книге. Поэтому образ Христа с книгой в руке называют Вседержителем, то есть держащим весь мир.
Книга символизирует и мир будущий, который сотворит Господь после Второго Пришествия и Страшного Суда. Господь Вседержитель, вершитель судеб человеческих, держит в руках «Книгу Жизни». Горе тем, говорит святой апостол Иоанн, чьего имени нет в ней: возмездие Божие постигнет их.
Икона Пресвятой Богородицы, помещенная на обороте креста, появилась значительно позже, но по своему внутреннему содержанию она близка образу Господа на лицевой стороне.
С конца XVIII века известны две разные иконы Богородицы с очень близким иконографическим решением (отличаются положением одного из мечей) — «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец». Из-за близости художественного решения и потому, что обе они написаны на основании Евангельского повествования о Сретении Господнем, часто и ту и другую называют «Симеоново проречение».
Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Иисуса Христа принесли Его в Иерусалимский Храм, Симеон пришел туда «по вдохновению», взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая вечерняя служба: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» После он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Ней с тем самым Симеоновым пророчеством: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35). Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Его Матери поразит «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына; после же откроются и скрытые помышления о Мессии людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.
Это толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы, которые в XX веке часто стали соединять в одну. Все прибегающие к этим иконам с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные. Если же помолиться пред таким образом за своих врагов, то смягчатся враждебные чувства, уступая место милосердию, утихнет междоусобная брань и вражда. «Пресвятая Богородице, спаси нас», — написано рядом с иконой.
Икона Божией Матери «Семистрельная» поминается Церковью 26 (13) августа. Празднование иконе «Умягчение злых сердец» совершается в Неделю Всех Святых в первое воскресенье после Троицы.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |