Позолоченный крест с образами Распятия на лицевой стороне и Сретения Господня на обороте выполнен по образу Большого поклонного креста в Сретенском монастыре Москвы, установленного в память новомучеников и исповедников российских.
На лицевой стороне изображен распятый на Кресте Господь. Ему предстоят слева Пресвятая Богородица и равноапостольная Мария Магдалина, а справа– апостол Иоанн Богослов и Лонгин Сотник. Во время страданий Господа они были рядом с Ним. Мученик Лонгин был среди палачей, но раскаялся, уверовал во Христа и одним из первых принял за Него смерть. Вверху над Распятием помещен образ Пресвятой Троицы, внизу – иконы самых почитаемых на Руси святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. Они жили в разных странах и в разное время, но их объединяют сила духовного подвига, проповедь любви, дела милосердия, которые они продолжают творить и за гробом. Своею молитвою святые исцеляют болезни, умиротворяют враждующих, находят пропавших и даже воскрешают умерших, помогают нуждающимся, терпящим бедствие, невинно осужденным. Они помощники путешествующих и учащихся, воинов и моряков, духовные наставники и просветители для всех уповающих на Бога.
На обороте креста помещена икона двунадесятого праздника, то есть одного из двенадцати наиболее почитаемых в Церкви событий. Это Сретение Господне, повествующее о встрече старца Симеона и Младенца Христа, принесенного Пресвятой Девой Марией и праведным Иосифом в Иерусалимский храм. Праведному старцу Симеону было дано обетование от Бога, что он не умрет, пока не увидит родившегося Мессию.
Согласно преданию, переводя книгу пророка Исаии и дойдя до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — Симеон усомнился. Он хотел уже вставить вместо «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и удержал его руку. Ангел промолвил: «Имей веру написанному и сам увидишь его исполнение, ибо ты не умрешь, пока не узришь родившегося от чистой Девы Христа Господа». Симеону исполнилось триста шестьдесят лет, когда Дух Святой привел его в храм, чтобы он увидел Младенца Иисуса Христа, принесенного туда Пречистой Богородицей.
По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо от Святого Духа родила Она Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Рядом с Ней всегда изображается святой праведный Иосиф, в руках у которого два голубя — жертва на храм.
Увидев Христа, старец Симеон узнал в Нем долгожданного Мессию и, взяв на руки, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих, Израиля». (Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.)
Тому, кто произнес слова «Ныне отпущаеши...», Господь даровал благодать отпускать на свободу находящихся в заточении. Праведному Симеону молятся о заключенных.
В основании креста помещены иконы великих святых XX века – святителя и исповедника Луки, архиепископа Симферопольского, целителя и чудотворца, бывшего выдающимся врачом и принявшего гонения от безбожной власти, и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, уже при жизни почитавшегося святым и расстрелянного в 1922 году.
Изделие соответствует православным канонам и освящено.
Тип изделия | |
Православный крест | |
Материал | |
Серебро 925 пробы, позолота 999 пробы | |
Повод | |
Крещение | |
Техника исполнения | |
Литье, чернение, золочение, ручная работа |